Что такое обкатка и зачем она нужна?
Современные двигатели производятся с использованием высокоточных технологий, которые позволяют получать отлично подходящие друг другу детали. К сожалению, идеального размера они все равно не имеют, поскольку любой производственный процесс имеет допуски, пусть и незначительные. При работе двигателя детали в нем постоянно взаимодействуют друг с другом, поверхности вступают в контакт. Например, поршневые кольца трутся о цилиндры. Из-за этого происходит постепенный, но достаточно активный износ, который в самом начале, когда двигатель еще новый, можно считать положительным. Детали притираются, становятся более гладкими, уходят лишние неровности, поверхности начинают лучше прилегать друг к другу. Именно этот процесс, когда части двигателя срабатываются между собой, и называется «обкаткой». Начинается он еще на заводе, когда к ДВС подключают электромотор и с его помощью прокручивают коленчатый вал. Эта технологическая операция также помогает выявить брак двигателя – тогда при первичной прокрутке может потребоваться слишком большое усилие. Этот процесс традиционно называют холодной обкаткой и повсеместно используют в серийном производстве автомобилей. Он очень короткий и не дает поверхностям внутри мотора притереться. Производится на заводе и первичная горячая обкатка, но в полноценном объеме она там невозможна, и за нее отвечает первый постоянный водитель. Он должен бережно относиться к двигателю в течение первых нескольких тысяч километров пробега.
Когда нужна обкатка двигателя?
Обкатка требуется в двух случаях: когда человек только получил новую машину из салона и когда двигатель подвергся капитальному ремонту.
1. Новый двигатель. Несмотря на то, что на заводе автомобиль проходит первичную обкатку, ее недостаточно, чтобы детали успели притереться. К сожалению, некоторые автовладельцы сразу же дают новой машине экстремальные нагрузки, считая, что она готова к ним с первых дней эксплуатации.
2. Двигатель после капремонта. Если в силовой установке заменили поршни, прокладки и уплотнители, поршневые кольца, шатунные вкладыши или шорт-блок целиком, нужно дать время на притирку новых деталей. В этом случае действуют те же правила, что и с новым мотором. Без обкатки может увеличиться расход масла и горючего. Получается, обкатка нужна всегда, когда в двигателе есть новые детали, которые еще не притерлись к остальным элементам.
Как правильно проводить обкатку?
В руководстве по эксплуатации авто может содержаться рекомендация по обкатке. Этот период занимает немного времени, но при этом помогает подготовить двигатель и другие агрегаты к полноценной работе и продлить срок их эксплуатации. Вы можете воспользоваться данными из руководства вашего авто, но существуют и общие рекомендации, которые мы приведем ниже.
- Новую машину нужно водить аккуратно в течение первых 1000-3000 км. В этот период следует избегать обгонов, резких ускорений и экстренных торможений. * В этот период старайтесь держать обороты в пределах 2000-4000. Довольно легко ориентироваться по следующей формуле: ездить на половине максимальных оборотов двигателя. Например, если силовой агрегат способен раскручиваться до 6000 об./мин., во время обкатки не стоит превышать 3000 об./мин.
- Избегайте длительной работы на низких и холостых оборотах. Они изнашивают двигатель. Например, не стоит ехать по трассе и держать обороты ниже 1500 об./мин.
- Не нужно двигаться слишком долго на одинаковой скорости. Двигателю нужно дать поработать при разных режимах.
- В процессе обкатки нужно ограничивать нагрузки на двигатель и автомобиль в целом. Например, не буксировать другие транспортные средства или прицепы, отказаться от перевозки тяжелых грузов и агрессивного вождения. При этом полная посадка в салоне не запрещена.
- Переключение передач должно быть плавным и своевременным. Если ваш автомобиль оснащен АКПП, не нужно использовать функцию «кикдаун», т.е. активировать автоматическое переключение на пару передач вниз путем резкого нажатия на педаль акселератора.
- Не стоит долго стоять в пробках, потому что агрегаты перегреваются и быстрее изнашиваются. Все рекомендации, которые приведены выше, сложно соблюсти в реальной жизни, особенно при поездках по городу. Невозможно совсем избежать резких торможений, обгонов, длительных остановок на светофорах и в пробках. Поэтому для обкатки лучше выбирать участки с легким трафиком. Для этого подходят загородные дороги и трассы, на которых можно занимать правый ряд и двигаться не спеша, не мешая другим.
Какие последствия могут быть, если не обкатать автомобиль?
Необкатанный автомобиль – тот, который подвергался неаккуратному обращению в течение первых нескольких тысяч километров пробега. Обычно такая машина подвержена большему количеству рисков. Расскажем о возможных последствиях.
- Задиры на стенках цилиндров. Детали не успевают притереться друг к другу и микроскопические неровности провоцируют появление глубоких царапин, которые в дальнейшем могут привести к поломкам. В итоге двигатель может заклинить
- Повышенный расход топлива и масла. Детали не притрутся друг к другу (например, поршневые кольца с цилиндрами), поэтому двигатель не будет работать с максимальной эффективностью.
- Сокращенный ресурс мотора.
- Ресурс других узлов снизится. Тормозные накладки прослужат меньше, коробка передач будет перегреваться и быстрее выйдет из строя и пр.
Заключение
Кратко перечислим рекомендации, которые мы дали в этой статье.
- Обязательно проводите обкатку. Одна должна длиться в течение первых 1000-3000 км. Старайтесь не раскручивать двигатель слишком сильно. Оптимально ездить на половине максимальных оборотов.
- Выполняйте плавно все ускорения и торможения. Постарайтесь отказаться от обгонов и кикдаунов.
- Откажитесь от излишних нагрузок на автомобиль. Не нужно буксировать другие машины, возить прицеп, перевозить много тяжелых вещей.
- Прогревайте двигатель до рабочей температуры перед поездками. Это также касается и автоматической коробки передач.
- Давайте двигателю поработать в разных режимах. Например, не нужно двигаться длительное время с одной скоростью и на одних и тех же оборотах.
- Пройдите «нулевое» ТО тогда, когда рекомендует производитель. Например, на 3000 км пробега, как у Geely. Главное, заменить моторное масло и масляный фильтр.
Будьте аккуратны во время обкатки, соблюдайте рекомендации и при необходимости поддерживайте контакт с официальным дилером по всем интересующим вопросам.